16
Май
2022

Область горит, губернатор позирует

Ангарск, Жигалово, Шаманка, Тайшет, Иркутск, Братск… Что общего между этими населенными пунктами, кроме того, что все они расположены на территории Иркутской области? Ответ очевиден. Это места, где только за последние несколько дней произошли крупные пожары, наиболее заметным из которых был, конечно же, пожар в старом здании Иркутского ТЮЗ. Центральная улица города, перекрытая на сутки, тысячи фотографий и видео в социальных сетях, полторы сотни человек, которые с риском для жизни тушили возгорание в историческом особняке.

И, в качестве вишенки на торте – триумфальное появление на месте пожара, в самый разгар событий, губернатора области Игоря Кобзева.

В качестве кого и для чего он там появился, осталось загадкой. Руководство тушением пожара осуществлялось профессионалами, которые это сделали, по общей оценке, на достойном уровне. Какую роль мог сыграть в этом прослуживший большую часть своей карьеры в кадровых подразделениях МЧС Игорь Кобзев, решительно непонятно. Вероятнее всего, дело было в элементарном желании засветиться и тем самым увести внимание от главного вопроса, возникающего у жителей области относительно ситуации с пожарами.

А насколько вообще Игорь Иванович контролирует это направление работы, и насколько оно ему в принципе интересно? Пожароопасный сезон в лесном Приангарье в самом разгаре, уже прошло совещание под председательством Президента России, где вопрос поднимался остро и четко. Что нужно для того, чтобы предотвратить лесные пожары? Если не хватает сил и средств, главам регионов предлагалось заявить об этом там же, на совещании. Игорь Иванович промолчал, из чего можно сделать вывод, что все необходимые ресурсы для решения этой проблемы в области есть. Но как тогда объяснить, например, последний пожар в Шаманке?

Напомним, в субботу там загорелся лес, со слов местных жителей и сотрудников предприятия, помогавшего тушить пожар, лес подожгли туристы. Вероятнее всего, ненамеренно, в результате неосторожного обращения с огнем, но интересное не в этом. А в том, что еще с 7 мая действует Указ Губернатора № 76-уг, о введении ЧС в связи с пожароопасной обстановкой. Более того, в рамках этого указа гражданам категорически запрещено посещение лесов, а уж тем более – разведение открытого огня, вплоть до приготовления пищи на открытом огне и на углях.

Указ есть, а параллельно с этим наличествуют толпы туристов, которые ведут себя так же, как и всегда. То есть, курят, жгут костры, жарят мясо на мангалах, и вообще никак не заботятся о наличии указа. Но к ним вопросов нет – они нарушители, которых следует привлекать к ответственности. Вопросы возникают к губернатору, который фактически не в состоянии контролировать оперативную обстановку и не способен обеспечить выполнение собственноручно подписанного документа.

А если поговорить о Тайшете, который уже несколько дней не может нормально дышать из-за лесных пожаров, о тушении которых ничего внятного не сообщается? Фотографии оттуда носят апокалиптический характер, и смотреть на них без содрогания невозможно. При этом на календаре – только середина мая, а ситуация уже с очевидностью вышла из-под контроля. Что будет дальше, остается только предполагать, и радужными эти прогнозы не назовешь.

Как их не назвать позитивными и для жителей Братска, которые лишились своих домов в результате одного из самых масштабных пожаров за всю историю города. Двое погибших, сотни пострадавших, фактически выгоревший поселок, возбужденные уголовные дела. Понятно, что кто-то из муниципальных чиновников ответит за произошедшее в качестве «стрелочника», что какие-то копейки компенсаций будут выплачены, но кто компенсирует ужас и ощущение беззащитности, которое охватывает людей при виде их полыхающего дома, который никто и не думает тушить? Кто и чем компенсирует разочарование во власти, которая не смогла сделать ничего, чтобы предотвратить трагедию? Вопросы риторические и ответов от пресс-службы губернатора не требующие. Впрочем, это подразделение в принципе не склонно к реагированию на объективную реальность, предпочитая делать фотографии Игоря Ивановича в бесконечных поездках по области. Оно, бесспорно, легче и приятнее, чем отвечать на неудобные вопросы задыхающихся от дыма жителей.

Автор этих строк несколько дней назад проезжал по ВСЖД, и на участке между Черемхово и Зимой запах гари в вагоне стоял даже при закрытых окнах. Полыхало с обеих сторон так, что непривычные к подобным зрелищам жители центральной России не убирали из рук телефоны, снимая происходящее и громко удивляясь тому, как мы здесь живем. Обитатели же Иркутской области смотрели на все это привычно и безэмоционально: за долгие годы все мы привыкли, что лес горит, и горит страшно, но наступит осень, пойдут дожди, и все потушится. Потом в десятки раз занизят площади пожаров, губернатор отчитается о проделанной работе, и все пойдет по-старому, до очередного пожароопасного сезона. Круговорот пожаров в области не останавливается ни на один год. Стабильность, как она есть.

В результате, можно сделать неутешительный вывод. Обстановка с пожарами в области в ближайшее время не имеет никаких тенденций к улучшению, потому что управленческая некомпетентность «профессионального спасателя» Игоря Кобзева становится очевидной для всех, кто интересуется ситуацией. А пожары – дело такое, ты можешь ими не интересоваться, но всегда есть риск оказаться в числе пострадавших. Я не знаю, сколько из пострадавших под Братском регулярно отслеживали эту тему, но в том, что теперь они будут это делать, сомнений не возникает.

Хотелось бы понять, планируются ли какие-то действия по восстановлению контроля над обстановкой, или стоит попросту запастить огнетушителями, парой лопат, противогазом, и готовиться защищать себя от огненной стихии самостоятельно? Впрочем, вопрос в пустоту. Ведь, если верить официальным пресс-релизам, поводов для беспокойства нет, и все находится под контролем. Правда, в чем этот контроль заключается, остается загадкой.

Иван Бурсин

Share

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *